Советы учителя-дефектолога

Развитие речи ребенка при помощи стихов

С самого рождения, малыши любят не только слушать складные речи в форме стишков, песенок, прибауток и потешек, но и способны быстро запоминать услышанное. Частое чтение детских стихов детям, является довольно существенным показателем мышления, умственного развития, речевых навыков, памяти.
развернуть

Начиная с трехлетнего возраста у каждого ребенка, формируется развернутая и полноценная речь. Чем самостоятельнее становится малыш, тем больше речевых потребностей возникает у него для того чтобы передавать свои мысли, желания, эмоции, потребности при помощи слов. В такой ситуации каждый родитель должен обязательно поддержать своего малыша, дать ему нужных навыков и развития.

      Вот здесь и приходит в помощь детский стишок, который может иметь различную смысловую нагрузку. Например, стишки могут быть про мир животных, про природу, растения, дружбу, жизнь, про сказочных персонажей. Таким образом, при помощи стихотворной несложной формы родители знакомят свое чадо с примерами русской речи, с правильным ее становлением, произношением.

     После того, как ребенок услышит веселый и забавный стишок, он постарается его запомнить. И в следующий раз во время чтения стишка, малыш не только будет параллельно передавать смысл произведения в своих движениях, но и, безусловно, будет стараться повторить              за  родителями слова.

    Запоминание – это не простая вещь, но обязательная. Она помогает ребенку получать то развитие, которое обеспечит его интеллектуальные способности. Любое стихотворение никогда не принуждает ребенка выполнять определенные действия. Скорее наоборот, детские стишок предлагает включить свою фантазию, воображение и мышление.

     Как правило, запоминание стишков детских происходит подсознательно. Ребенок делает это непринужденно, просто по одной причине: ему самому очень интересно. В русской литературе есть целый список прекрасных детских писателей и поэтов, которые в свое время написали самые веселые, и в то же время познавательные стишки.

 

свернуть

Как воспитать навыки правильного звукопроизношения

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель. Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
развернуть

 Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.

    Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение правильным звукопроизношением.

     Как помочь родителям воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения уже начиная с младшего дошкольного возраста? 

Вот некоторые рекомендации для родителей:

- Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию.

1. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

2. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

- Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.

Например, ознакомление со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с конкретным образом (с - песенка воды, з - песенка комара, р - рычание собаки или тигра, ш - надуваем и сдуваем шарик, шипение сердитой кошки и т. п.) . Также дети с интересом слушают и повторяют шуточные чистоговорки («са, са, са - вот летит оса»; «ши, ши, ши – играют малыши» и т. п.) .

3. Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.) .

4. Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может  Изображение быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

- Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

5. Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений. Они увлекательны, доступны и интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются.

         В настоящее время существует множество печатных логопедических изданий и пособий, много информации в интернете. Придумывать разнообразные игры и упражнения для развития речи ребёнка можно самому. Запомните, Вы - главный, первый и самый близкий друг своему ребёнку. Начинайте заботиться о его речевом и общем развитии уже с рождения. Помочь сформировать речь на её начальных этапах становления вы сами в силе.

         Но если после трёх лет ребёнок не говорит или имеет серьёзные речевые нарушения, не стоит надеяться, что всё со временем само пройдёт, необходимо обратиться за помощью к специалистам. И совместными усилиями вы сможете преодолевать недостатки речевого развития своего ребёнка.

свернуть

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

подробнее...

Автоматизация звуков в домашних условиях

подробнее...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи (советы учителя-дефектолога)

подробнее...

СКОРО В ШКОЛУ

подробнее...