Советы психолога

Профилактика насилия в семье

Насилие в семье – очень распространенная проблема. В настоящее время данная проблема имеет тенденцию к увеличению и проявляется уже сейчас в каждой четвертой белорусской семье.
развернуть

Предотвращение насилия в семье достигается системой мер по оказанию социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальной реабилитации членов семьи; оказание помощи в разрешение конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Все эти действия нарушают права, свободы, законные интересы последнего и причиняют ему физические или психические страдания.

Помимо существующих мер уголовной или административной ответственности за проявления жестокости и насилия, органами внутренних дел предпринимаются меры по раннему выявлению семейного неблагополучия. Нередко «бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое» насилие. Граждане, против которых оно направлено, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие и не сообщать об имеющихся проблемах своим знакомым, родственникам и близким.

УВАЖАЕМЫЕ НОВОПОЛОЧАНЕ! Если вы стали жертвой домашнего насилия или вам известно о фактах насилия в отношении ваших близких, родственников или соседей, просим сообщать по телефонам: 53-04-98 (отдел охраны правопорядка и профилактики Новополоцкого ГОВД), 324-27-02 (Велком), 598-40-05 (МТС) или 102. Телефоны работают круглосуточно. Звонок бесплатный. Анонимность гарантируется.

свернуть

О кризисной комнате

Если Вы оказались в кризисном, опасном для жизни и здоровья положении Вы можете обратиться по телефонам:
развернуть

 52 50 07 (с 8.00-13.00 и 14.00 - 17.00 в рабочие дни)

75 85 09 (с 8.00 – 13.00 и 14.00 - 17.00 в рабочие дни)

102 (в нерабочее время и праздничные дни)

 

Если Вы подверглись психофизическому насилию со стороны родственников и не только, стали жертвой торговли людьми, Вам

будет предложено временное место пребывания

(кризисная комната) и психологическая помощь!!!

В государственном учреждении «Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения» отделение социальной адаптации и реабилитации  предоставляет УСЛУГУ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА.

 

         Услугой временного приюта могут воспользоваться  граждане следующих категорий: 

 • лица, находящиеся в опасном для здоровья и жизни состоянии, связанном с конфликтом с другими членами семьи, подвергшиеся семейному насилию (несовершеннолетние дети могут находиться только совместно с одним из родителей);

 • лица, подвергшиеся психофизическому насилию;

 • жертвы торговли людьми;

 • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         Услугой временного приюта могут воспользоваться граждане по направлению управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого городского исполнительного комитета, отдела образования Новополоцкого городского исполнительного комитета, учреждения здравоохранения, отделов социальной защиты и внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе. 
         Основанием для предоставления услуги  является направление одним из вышеназванных органов и письменное заявление гражданина, зарегистрированное в установленном в Новополоцком ТЦСОН  порядке.

         Услуга временно приюта  основывается на принципах конфиденциальности.

         В случае необходимости руководство Новополоцкого ТЦСОН должно сообщить в органы внутренних дел, в учреждения здравоохранения о пребывании в «кризисной» комнате граждан, но с их согласия.

         Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. Питание граждан осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан.

свернуть

Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду

Автор книги «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад», воспитатель и психолог Анна Быкова на основе многолетнего опыта работы с детьми выделяет следующие типичные ошибки родителей в период адаптации:
развернуть
  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду детского сада (например, мать, вопреки рекомендациям педагогов, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  4. Несоответствие питания. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.
  5. Несоблюдение единства требований дома и в детском саду. Например,  кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола и без концентрации внимания на мультике не может долго сидеть на одном месте.
  6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
  7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)
  8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения. Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
  9.  Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском садуДругие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
  10. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу, родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
  11. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
  12. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик и сама желает заботиться о внуке.
  13. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Как правило, дети работающих матерей адаптируются легче.
  14. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ.  Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания», и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
  15. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
свернуть

Роль родителей в обеспечении безопасности жизнедеятельности ребенка

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации, может просто растеряться. Задача взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготавливать его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность своих детей? Уже с дошкольного возраста надо учить ребёнка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
развернуть

Опасности можно разделить на несколько групп:

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми. В случае опасности не нужно стесняться защищаться и громко звать на помощь. Часто не только отсутствие находчивости, зажатость, но и хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Ребёнку следует иметь представление о том, что и воспитанный человек должен уметь постоять за себя. Если ребёнок ещё мал, скажите ему, что не будете сердиться, если он начнёт грубить, громко кричать, отбиваться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребёнку взрослое понятие «право на самооборону».

Правила поведения с незнакомцами:

- Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, рассказывать им о себе.

- Не следует принимать предложенное незнакомым человеком угощение. Научите ребёнка вежливо отказать и уходить: «Спасибо, мы только пообедали». Объясните ребёнку: если он что-то хочет, ему это можете купить вы, а угощение может оказаться непригодным, отравленным или просто послужить поводом для знакомства.

- Никогда и никуда не следует ходить с незнакомыми людьми, что бы те не говорили и чего бы не обещали.

- Нельзя ходить в гости к друзьям, одноклассникам, не спросив разрешения родителей.

- Необходимо объяснить, что мама или папа обязательно предупредят его заранее о предстоящей прогулке, поездке, событии и др.

Вот какие фразы обычно произносят злоумышленники:

- «Твоя мама стоит за углом этого дома, она попросила взять и отвести тебя к ней».

- «Твоя мама позвонила мне и попросила отвести тебя ко мне в гости, а потом она заберет тебя».

- «Твоя мама просила сводить тебя в кино, там сейчас такой хороший детский фильм показывают» и т.д.

Дети обязательно должны:

- знать и называть свое имя и фамилию;
- знать и называть свой возраст (к шести годам – дату рождения);
- знать и называть свой полный домашний адрес (город, улицу, дом, квартиру)
- знать, называть, уметь записывать свой домашний телефон (телефон близких родственников).

2. Ребёнок и природа. Задача взрослых по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов: стихийные явления природы, которые представляют угрозу для жизни (ураганы, наводнения, сели и др.), явления природы - гроза, туман, гололед, жара, холод и др., растения - ядовитые грибы и ягоды, животные - опасности при контакте с ними; поведение на воде, в лесу.

Детям следует объяснять следующие правила:
- не бросаться камнями и твердыми снежками;
- во время снеготаяния не ходить возле высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега;
- не дразнить животных;
- нельзя трогать руками, рвать и брать в рот плоды незнакомых растений;
-запрещается самостоятельно, без взрослых, купаться в водоеме;
- нельзя в жаркие дни долго находиться на солнце;
- не подходить близко и не трогать руками бездомных животных;
- в холодное время одеваться теплее, чтоб не получить обморожение;
- при укусах насекомых нужно обраться за необходимой помощью к взрослым

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы; колющие и режущие предметы: нож, иголка, ножницы; бытовая химия, лекарства; спички, зажигалки).

Таким образом, оставаясь одни дома, дети должны знать и соблюдать такие правила:
- не подходить к розетке;
- не брать в рот таблетки и другие медикаменты;
- не подходить к плите и не включать её;
- остерегаться колющих и режущих предметов;
- не открывать дверь незнакомым людям;

- не залезать на подоконники и не выходить на балкон.  Возле окон и на балконе не должно быть ничего, на что можно забраться и встать на подоконник (много трагических случаев из-за выпадения детей, облокотившихся на москитную сетку. Есть специальные детские ручки на окна и блокираторы открывания окон и балконных дверей детьми).

Общие рекомендации по безопасности ребенка дома:

- Все моющие, чистящие средства и другие химикаты храните в недоступном для ребенка месте – под замком или на верхних полках. Неудобно, но зато ребенок не отравится химией.

- Чтобы ребенок не смог крутить регуляторы пламени на плите или и включать конфорки, воспользуйтесь специальным блоком для плиты.

- От ударов об углы мебели спасут специальные пластиковые или силиконовые защитные уголки. Можно и самим обернуть углы поролоном или плотной тканью.

- Аптечка, где бы она ни находилась, в шкафчике на кухне, в шкафчике в ванной – должна быть спрятана под замок или туда, где ребенку не достать.

- Если на межкомнатных дверях стоят замки с поворотным механизмом, то следите, чтобы малыш случайно не запер себя в комнате.

4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача взрослых по этому направлению: профилактика конфликтных ситуаций (обучить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения).

6. Ребёнок на улицах города. Задача взрослых – познакомить с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Нужно знать следующие правила:
- переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора;
- переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода (зебра, подземный переход, светофор)
- кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокате можно только в специально отведенных местах (детских парках, спортивных площадках);
- пешеходы должны ходить только по тротуарам;

- переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо;

- вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.

- ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

- безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

 

свернуть

Телефоны доверия в кризисных ситуациях

Государственное учреждение "Новополоцкий территориальный центр социального обслуживания населения" ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!
развернуть

 КОНСУЛЬТАТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

БЕСПЛАТНО И АНОНИМНО

  СО СТАЦИОНАРНОГО ИЛИ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОН

 

 

ВРЕМЯ  РАБОТЫ:

с 8:00-13:00 и 14:00- 17:00

кроме субботы и воскресенья

В этом мире ты не одинок!

 

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ», СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

№ п.п.

Наименование организации

Телефон доверия

Время работы

1

Горячая линия «Насилию – нет» (Новополоцк)

53-02-02
102

круглосуточно, бесплатно

2

Экстренная психологическая помощь по городскому «телефону доверия» (Новополоцк)

50-13-97

понедельник, вторник, среда, пятница – с 8.00 до 20.00; четверг – с 8.00 до 17.00

3

«Телефон доверия» Новополоцкого территориального центра обслуживания населения (Новополоцк)

75-85-09

с 8:00-13:00 и 14:00- 17:00

кроме субботы и воскресенья

4

Центр здоровья молодёжи "Диалог" (Новополоцк)

+375(214)51-90-90 +375(29)594 52 76

ПН – ЧТ  с 8.30 до 19.30, ПТ 8.30 – 17.00

5

Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию. Общественный телефон психологической помощи несовершеннолетним

8 (801) 100-16-11

круглосуточно, бесплатно

6

Телефон доверия "Для детей и подростков"круглосуточно, бесплатно

8 (017) 246-03-03

7

Центр психиатрии и наркологии г.Витебск 8 (0212) 43-23-18 8.00-18.00 бесплатно

8

Центр репродуктивного здоровья молодёжи г.Витебск 8 (0212) 57-24-71 8.00-18.00 бесплатно

9

Общественная организация "Радислава" 8 (017) 280-28-11 8.00-18.00 бесплатно
свернуть

Оставление в опасности

Об уголовной ответственности за оставление малолетних детей в опасности (ст. 159 УК Республики Беларусь «Оставление в опасности»)
развернуть

Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Статья 159. Оставление в опасности

Объектом преступления является жизнь и здоровье человека, находящегося в опасном для жизни состоянии. Состояние является опасным для жизни, когда без необходимой и немедленной помощи может наступить смерть потерпевшего. Под опасным для здоровья состоянием следует понимать угрозу причинения существенного вреда здоровью потерпевшего, т.е. тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья.

Ст. 159 ч.1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

Совершение преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 159 УК РБ выражается в бездействии – лицо, которое заведомо осознает нахождение потерпевшего в опасном состоянии и может оказать помощь, не оказывает ее, совершение этого преступления может выразиться и в несообщении надлежащим учреждениям и лицам о необходимости оказания помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.

Если лицо имело возможность оказать помощь, устраняющую опасность, но ограничилось сообщением о существующей опасности, то уголовная ответственность не исключается. Важным условием уголовной ответственности является отсутствие риска для жизни и здоровья лица, оказывающего помощь, или других лиц. Преступление имеет место с момента не оказания помощи потерпевшему (считается оконченным). Наступление последствий не влияет на квалификацию. Однако учитывается при назначении наказания виновному. Субъективная сторона оставления в опасности характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что потерпевший находится в опасном для жизни и здоровья состоянии, и ему необходима нетерпящая неотлагательная помощь, которую это лицо может оказать и желает бездействовать. Субъектом по ч. 1 ст. 159 УК РБ может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ст. 159 ч.2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159, является лицо, на котором лежит обязанность заботиться о потерпевшем. Обязанность заботиться о потерпевшем может основываться на законе. Такая обязанность может вытекать из брачно-семейных отношений, например, забота родителей о малолетних детях и т.д., а также из служебных и профессиональных обязанностей.

Ст. 159 ч.1. 3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

Ч. 3 ст. 159 УК РБ предусматривает ответственность за заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние. Поэтому субъектом по ч. 3 может быть только лицо, виновно поставившее другое лицо в опасное состояние. Преступление имеет место с момента невыполнения обязанности по оказанию помощи потерпевшему после поставления его в опасное для жизни или здоровья состояние.
В тех же случаях, когда в результате оставления в опасности лицом, возникшей по его вине, наступила смерть или телесное повреждение, ответственность должна наступать по ч. 3 ст. 159 и статьям УК в зависимости от совершенного преступления.
С субъективной стороны (по ч. 3 ст. 159) постановление в опасное для жизни или здоровья состояние характеризуется косвенным умыслом либо неосторожностью, как в виде неосторожности или небрежности. Если при проставлении в опасность, то ответственность должна наступать за покушение, либо оконченное более тяжкое преступление.

свернуть

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

• умышленное причинение телесного повреждения (статья 10.1 КоАП);

• оскорбление (статья 10.2 КоАП);

• мелкое хулиганство (статья 19.1 КоАП).

 

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

• распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);

• стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

• убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;

• традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;

• географические, экономические, политические факторы.

 Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

•• копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

•• недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;

•• генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

•• желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

•• низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

•• алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;

•• сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

•• отклонения в психическом здоровье;

•• низкий образовательный и культурный уровень;

•• неудовлетворенность семейной жизнью.

 

Виды и признаки насилия в семье

 Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

 

Механизм возникновения домашнего насилия

 Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:

Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

 

Стадии насилия в семье

 При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению,однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

свернуть

Эффективный родитель: ненасильственные методы воспитания

Почему родители способны поднять руку на своего ребенка?
развернуть

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься. Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по  отношению  к детям является нарушением основных прав человека.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося  гнева, но ребёнка они ничему не учат,  только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют  детей?

Физические наказания – явление,  распространённое  во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные  повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания.

Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять  их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют  за  собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания. В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые  разные аргументы:

«Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное»   (но   как   раз серьёзный  подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

«В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности). 

Реакция на побои бывает у детей самой разной:

1. Маленький ребёнок, которого  ударили, зачастую  начинает плакать ещё громче. 

2. Ребёнок, которого бьют, чувствует  себя оскорблённым   и униженным. 

3. Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть   продиктована жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает  страх,   и  это  может  оказаться  губительным  для его  развития. 

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее   считать, что такое наказание – это проявление гнева или не любви со  стороны того, кто его наказал.

 Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения   родителей.

У тех, кого в детстве били, душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от  чувства боли  и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны   причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. 

Чтобы воспитать  ребёнка и установить  с  ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

- каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

- давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

- не принуждайте его, а постарайтесь объяснить,  почему нужно  сделать так, а не иначе;

- уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть  его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли  ребёнок против);

- не применяйте при общении  с  ребёнком  оскорбительных  слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

- не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.);  

- помните,  что  не  одобрять  только   можно   поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;

- почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

- предоставьте  ему возможность  быть  разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

- после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть; -нельзя наказывать больного ребёнка;

- если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)

- заранее предупреждайте  ребёнка   о  ваших намерениях («Мне   бы  хотелось, чтобы завтра вечером»)

- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя  нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

- никогда  не торопите ребёнка, дайте  ему возможность  жить  в  собственном ритме;

- будьте последовательны в своих требованиях.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Родитель – не раб и не господин.  Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

  Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают   мстить за свое поруганное  детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:

 «Прежде чем сказать – посчитай до десяти.

 Прежде чем обидеть – посчитай до ста.

 Прежде чем ударить – посчитай до тысячи».

 В последнем случае лучше сосчитать до миллиона – тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

 Родители, пожалуйста, образумьтесь!

 Учитесь владеть собой!

 Выдержка!     Выдержка!      Выдержка!

 Соседи! Не будьте равнодушными к страданиям избиваемого ребенка!

свернуть

Безопасный интернерт

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Безопасное использование соцсетей

Как защититься от насилия в семье

Рекомендации по предупреждению и выявлению кризисных состояний несовершеннолетних

Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым. Выделяют травмы: - причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием; - причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты). По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации. Кризисы насилия - разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.
развернуть

Четыре типа жестокого обращения с ребёнком:

· физическое жестокое обращение;

· сексуальное насилие;

· пренебрежение нуждами ребёнка;

· психологическое насилие.

Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку.

Сексуальное насилие над детьми - использование ребёнка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение нуждами ребёнка - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие может быть двух видов:

· Психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.

· Психологическое жестокое обращение - хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.

К этой форме насилия относятся:

· открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

· оскорбление ребёнка и унижение его достоинства;

· угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

· преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

· предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

· ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

· однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Последствиями кризисов, связанных с применением насилия, являются нарушения развития детей и их социальной адаптации, также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребёнка, которая формирует особые жизненные сценарии. Часто поведение таких детей характеризуется гиперагрессивностью, вспыльчивостью, мстительностью, повышенным вниманием к мелочам, эмоциональной чёрствостью, что в последующей жизни часто приводит к риску вовлечения ребёнка в преступную деятельность.

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно изменяется.

· Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.

· Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.

· В случае, если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.

· Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

Таким образом, симптомами переживания кризисной ситуации у детей являются:

* Изменение аппетита и веса тела.

* Потеря энергии.

* Изменение продолжительности сна.

* Изменение психомоторной активности.

* Мысли о смерти.

* Социальная замкнутость.

* Несвойственная раньше агрессивность.

* Соматические жалобы.

* Ожидание наказания.

Заметив признаки переживания ребенком кризисной ситуации, как родителям, так и специалистам необходимо усилить индивидуальную работу с ним.

 

 

свернуть

Семейные конфликты: причины и пути их предупреждения

Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, – ошибочно. Практически в каждой семье бывают разногласия по поводу возникновения различных ситуаций. Нередко случается так, что ссоры взрослых происходят в присутствии детей.
развернуть

Причины конфликтов в семье:

  • разные взгляды на семейную жизнь;
  • неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
  • употребление алкоголя одним из супругов;
  • неверность;
  • неуважительное отношение друг к другу;
  • нежелание участвовать в воспитании детей;
  • бытовая неустроенность;
  • нежелание помогать по дому;
  • различия в духовных интересах;
  • эгоизм;
  • несоответствие темпераментов;
  • ревность и т. д.

Влияние конфликтов на ребенка

К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Причем влияние на ребенка проявляется не открыто, как в ситуациях семей с асоциальным поведением, а косвенно. Подобное влияние непременно отражается на личности ребенка.

В этом случае возможны три основных варианта развития событий:

Ребёнок – безмолвный свидетель родительской ссоры

Родители и ребенок – это единое целое, в котором мама и папа являются основой для психологического развития ребёнка. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребёнка пропадает ощущение защищенности. В результате нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезным последствиям. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике. Утаиваемое напряжение, притворная вежливость, отчужденность или враждебность родителей более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы.

Ребёнок как объект эмоциональной разрядки

Нередко собственное раздражение и недовольство родители выплескивают на ребёнка. Используя ребенка в качестве «громоотвода», родители усугубляют у него чувство неуверенности, непрочности межличностных отношений, провоцируют в нем сомнения в личной ценности и возможностях. Решение конфликтных ситуаций за счет ребенка снижает степень напряженности в семье, но полностью проблемы не решает.

Ребёнок как орудие решения семейных конфликтов

Еще одним главным поводом для семейного конфликта является сам ребёнок. Родители, не умея решать собственные конфликты, сводят их решение к ребенку, поощряя или наказывая его за поведение, доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка, многие родители рвут его на части не только требованиями, но и различными расспросами.

Можно ли избежать семейных конфликтов? Пути предупреждения конфликтов

Какой бы благополучной ни была ваша семья, избежать конфликтов вряд ли получится

Важно – не уходить от ссор, а учиться решать их конструктивным путем.

Самый приемлемый способ решения конфликтов – шаг к компромиссу. Вместо вопроса: "Кто виновен?",  лучше задуматься: "А как нам поступить?", не забывая, что ссора имеет единую цель – достигнуть общности взглядов в разрешении проблемы.

При любом конфликте родители должны подавлять себя, потому что ссоры и выяснение отношений причиняют непоправимый вред детям. Ссору, возникшую в присутствии детей, необходимо завершить позитивно, чтобы они увидели, что родители помирились и им ничего не угрожает.

свернуть

Противодействие торговле людьми

10 ФАКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ:
развернуть
  1. Торговля людьми – это эксплуатация людей с целью получения выгоды.
  2. Как правило, жертвы попадают в трудовое, сексуальное либо домашнее рабство.
  3. Торговля людьми – наиболее активно развивающаяся преступная деятельность, приносящая ежегодный доход, оцениваемый в 150 миллиардов долларов США.
  4. Особенно уязвимы те лица, которые из-за бедности  или отсутствия работы намереваются покинуть свой дом в поисках лучшей жизни.
  5. В современном рабстве находятся более 20 миллионов людей.
  6. В большинстве случаев люди становятся жертвами торговли людьми из-за обмана или путем принуждения.
  7. Преступники – как правило, люди, которых жертвы хорошо знают и доверяют им.
  8. Когда люди становятся объектами эксплуатации, они вынуждены работать много часов подряд, либо вообще не получая вознаграждения за свой труд, либо получая мизерную оплату. Кроме того, жертвы могут нередко подвергаться физическому или психологическому насилию: угрозам, изнасилованиям, убийствам.
  9. Зачастую у жертв забирают документы и заставляют платить вымышленные долги.
  10. Торговля людьми  — это глобальное явление, которое имеет место прямо сейчас в каждой без исключения стране.

свернуть